главная ремесла выставки наш адрес
 

СОДЕРЖАНИЕ

Главная

Судьбы древних ремесел

Тематические дни, семинары,мастерклассы

Фестивали,выставки

Творческие мастерские

Урал мастеровой

 


з многих уголков Свердловской области приезжают в Екатеринбург известные и начинающие мастера-керамисты на проводимые Уральским центром народных промыслов и ремесел семинары и круглые столы, чтобы поделиться опытом и поучиться особенностям технологического процесса превращения глины в керамическое изделие. Это ремесло известно на Руси с незапамятных времен.
лина, повсеместно распространенный материал, легко поддается обработке, а с открытием обжига глиняная посуда стала самой практичной в быту.


анее других появилась лепная керамика, то есть выполненные без специальных приспособлений изделия из глины. Такая керамика сохранилась в некоторых местах до наших дней и, помимо посуды, в виде лепной игрушки процветает как народный промысел.


зобретение и применение гончарного круга не лишало изделия рукотворности и индивидуальности. Появились новые приемы украшений изделий из глины. Одним из старейших приемов украшения является лощение - блестящие полоски, которые наносятся на не совсем высохший сосуд до обжига.


нас на Урале существовала краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая - естественного цвета красной гончарной глины, вторая - задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода.


40-х годах XVIII века очень распространенной стала ценинная посуда - с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую поверхность, покрытую белой эмалью, до обжига.


ервый керамический завод на Урале появился в селе Нижние Таволги Невьянского района, где уже с 1760-х гг., опираясь на залежи высококачественной красной глины, стал развиваться керамический промысел.


в конце XVIII века удобная и практичная глиняная утварь невьянских гончаров потеснила более дорогую медную. Тонкостенные красноглиняные крынки, корчаги, миски шли нарасхват: ведь модный и дорогой фарфор по тем временам и состоятельным людям был не по карману, не то, что мастеровому люду.


1940 году была организована артель "Керамик", которая в 1956 году стала цехом художественной керамики, а впоследствии была преобразована в Невьянский завод художественной керамики.


остепенно дорогая майолика была вытеснена более простым в изготовлении фаянсом, изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной глазурью и декорированными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Кроме свободной кистевой росписи с цветочными мотивами плечики, крышки, ручки изделий были дополнены небольшими жанровыми скульптурками - фигурками людей и животных.


менно эти изделия берут за образец сегодня наши уральские мастера. Наиболее ярко названные тенденции проявляются в работах Н. Ф. Малышева, А. В. Некрасова, И. В. Сотникова, работающих на предприятиях ТОО "Сысертский фарфор" и ТОО "Богдановичский фарфор". 

 

 

 

 

 

 

© web-дизайн студия "Евроконтакт"
Сайт управляется системой uCoz