велирное искусство имеет многовековую историю. Известно, что первобытные народы высоко ценили предметы личного и бытового украшения и очень искусно изготовляли их, создавая подлинно художественные изделия высокого мастерства, изящества и ценности.
удьба уральского ювелирного искусства необычна. В 1668 году Михайло Тумашев открыл самоцветные камни в знаменитом районе Мурзинки на Урале. С XVIII века начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных богатств Каменного Пояса, продолжавшиеся и в следующем столетии. Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таежного Урала, вольные старатели к 1885 г. "объявили" более чем о трехстах месторождениях изумрудов, хризопразов, рубинов, топазов, александрита, аметистов, турмалинов.
рагоценные камни, добытые на приисках, стекались в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики, которая уже в 1774 г. выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов.
а фабрике постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков, чьи заветы сохранились в памяти веков как сказы и легенды, питающие творчество современных уральских художников-ювелиров.
К 80-м годам XIX века складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Кустари стали использовать поделочные камни для украшений.
Наряду с камнями изделия украшали эмалью, причем использовали эмаль ярких цветов, имитируя самоцветы. Основным орнаментальным мотивом в то время был растительный, покрывавший сплошной сеткой поверхность изделия. Малахитчики изготовляли малахитовые браслеты и ожерелья. Впоследствии мастера выработали особый вид броши-веточки, имитируя в камне гроздь винограда, смородины. О таких украшениях упоминают сказы Бажова. Эти ювелирные произведения отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое выявляло жизнь и красоту камня.
ейчас об уральском ювелирном искусстве можно говорить не только беспристрастным тоном летописи. Его интересно представить и в анализе основных тенденций художественного развития, в их скрещивании, переплетении. Увлеченность, беззаветная вера в силу самоцвета во многом определили стиль и творческий метод уральских ювелиров.
велирные работы уральских художников отличаются чистотой стиля, ярко выраженным национальным характером. Их произведения привлекают классической простотой и ясностью форм, тесно увязанных с прямым назначением предмета, образной эмоциональностью, гармонией красок, богатством орнаментов и добротной мастеровитостью. Диапазон избираемых стилей с каждым годом расширяется.
произведениях последних лет заметны реминисценции барочных украшений и модерна. Уральские мастера работают в тесном контакте с ведущими художниками Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Белоруссии, что обогащает их образный и пластический язык.
озникли два главных течения в уральском ювелирном искусстве - промышленное и выставочное.
Наряду с именитыми мастерами Л. Ф. Устьянцевым, В. Ф. Ветровым, В. М. Храмцовым на Урале работают интересные, талантливые молодые художники В. Н. Устюжанин, В. С. Кондратьев, Н. В. Кочетов, О. В. Пономарев, В. Е. Денисов.
велирное искусство Урала по праву завоевало международное признание.